Прямой маркетинг
Новые
сложившиеся условия в России, бурное развитие информационно - рекламной
индустрии заставляют обратиться к научным основам происходящих процессов и к
иностранному опыту. Прямой маркетинг, в отличие от рекламы, стал привлекать к
себе все больше и больше внимания, многие производители товаров и услуг в России
стали связывать с прямим маркетингом (директ - маркетинг или ДМ) планы своих
рекламных кампаний, как с направлением с большими возможностями.
Особенно ярко эти тенденции проявились после российского кризиса в августе
1998 года, т.к. затраты на директ - маркетинговую кампанию по сравнению с
рекламной и имиджевой рекламой несравненно ниже, а коэффициент эффективности в
хорошо спланированной директ - маркетинговой кампании может даже быть выше.
Особая привлекательность директ маркетинга состоит в том, что возможно
просчитать соотношение затрат и количество откликов на данную кампанию.
ПРЯМОЙ МАРКЕТИНГ КАК НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ БИЗНЕСА Пятидесятые и
шестидесятые годы были временем расцвета массового маркетинга. Существовал один
вид безалкогольного напитка для жаждущих.( "Кока-Кола"),один сорт краски для
волос , один тип гостиницы для туристов.
Семидесятые годы стали десятилетием сегментации и линейного расширения.
В начале восьмидесятых последовал интенсивный маркетинг ниш, который разрезал
рынки на все более мелкие группы потребителей - каждая из них обладает
специфическими нуждами и запросами, требующими удовлетворения.
Восьмидесятые годы войдут в историю маркетинга как десятилетие
преобразований. Все установившиеся в рекламе нормы трансформируются новой
экономикой и новой технологией. По мере приближения двадцать первого века
продолжает усиливаться тенденция микромаркетинга, индивидуального подхода к
потребителю. Мы переживаем процесс перехода от продажи практически всем
покупателям одной и той же вещи, как было в предшествующем поколении, к
удовлетворению индивидуальных потребностей и вкусов лучше образованных
потребителей, снабжая их продукцией и услугами, ориентированными на конкретного
человека. Переход от концепции "продать сейчас же за любую цену" к формированию
и ведению баз данных потребителей - это путь к созданию долговременных
взаимоотношений с каждым потребителем. значение которых трудно переоценить.
Это переход от весьма приблизительно оцениваемой выгоды расходов на рекламу к
точной ее оценке на основе научной базы. Это переход от надежды на единственный
изученный канал распределения, которым пользуется компания, к многоканальному
режиму, что разрушает установившиеся нормы.
Такой новый вид маркетинга осуществляется под различными названиями. Прямой
маркетинг, маркетинг баз данных, маркетинг взаимоотношений, интегрированный
маркетинг - это лишь немногие из них.
Это изменение психологии Продавца, переставшего быть диктатором рынка и
вынужденного, для успешного своего существования чутко прислушиваться и
реагировать на любые движения Покупателя.
Это изменение психологии Покупателя, оказавшегося перед столь безграничным
океаном выбора, что на осознанное удовлетворение всех потребностей не хватит и
человеческой жизни , если, конечно, подходить к этому серьезно.
Продавец больше не тратит деньги на рекламу - это не эффективно. Все
сообщения, исходящие от него, в том числе и в прессе, построены на отклике, это
главная задача, которой подчинено все остальное.
Обратиться к инструментам прямого маркетинга для радикально нового типа
взаимоотношений между покупателем и продавцом нас заставляют и некоторые
глобальные тенденции, происходящие в мире.
Снижение престижа торговых марок известных фирм. Давным-давно,
когда мир был гораздо проще и однороднее, покупатели были беззаветно преданы
наиболее известным фирмам и компаниям. В конце семидесятых - начале
восьмидесятых годов на прилавках супермаркетов появилась недорогая продукция
малоизвестных производителей в скромной упаковке. Поначалу она не
рассматривалась как серьезная угроза известным торговым маркам и казалось, что
продукция новых фирм постепенно исчезнет с прилавков.
Однако этого не произошло. Доля долларов, которые покупатели супермаркетов
тратили на товары рядовых фирм, возросла с 12,5% в конце восьмидесятых годов
почти до 20% к середине девяностых годов. "Брэндуик" опубликовал прогнозы не
менее чем трех специалистов в области рынка ценных бумаг, предсказывающие, что
эта доля в течение следующего десятилетия достигнет на рынке 30-45%. Снижение на
рынке преобладания известных торговых марок не является исключительно
американским феноменом. "Бизнес Уик" сообщил, что в "в Англии товары с клеймом
частных фирм составляют сейчас около 32% торгового оборота супермаркетов, а во
Франции - 24%".
Новые способы покупки и оплаты. Бесплатная телефонная связь,
факсовые аппараты, кредитные карточки, а теперь еще и обслуживание по телефону,
быстро осуществляемое через компьютерную сеть с помощью модема,-все это
кардинально изменило методы торговли и оплаты товара во всем мире.
По сравнению со скромным началом в пятидесятых годах, применение кредитных
карточек сегодня достигло настолько высокого уровня, что ежедневно с их
использованием происходит более 25 миллионов торговых операций; это ежегодно
составляет сумму свыше 441 миллиарда долларов. Предполагается, что только в
Соединенных Штатах сегодня находится в обращении почти 2 миллиарда карточек
(средний американец имеет при себе 11 штук) -цифра совершенно ошеломляющая.
Фирмы, торгующие по каталогам, постоянно обновляют технологии для расширения
сферы своих предложений. В то же время сотни тысяч людей смотрят программы
телевизионных сетей, занимающихся рекламированием товаров, где реклама продукции
преподносится в форме развлекательных передач.
Меняется качественный состав населения. В прошлом поколении
рыночная политика ориентировалась на типичную семью, состоящую, как правило, из
мужа, жены и двух-четырех детей. Переписи населения последнего десятилетия
развеяли этот образ и как следствие меняется целевая аудитория потребителей,
стратегия продаж, ориентированная на качественно другой состав населения.
Бум в маркетинге баз данных. Одним из таких перспективных
усовершенствований явилось применение в маркетинге баз данных, чем активно
занялись крупные и мелкие компании - одни по собственному желанию, а другие
вынужденно. Множество потребительских маркетинговых компания и почти все
предприниматели-сбытовики ведут сейчас различные формы, в которых отражаются
детальные данные о перспективных и уже существующих клиентах, включая
географические, демографические и психографические характеристики, а также обзор
совершенных ими покупок. Благодаря такому анализу торговцы могут предлагать
специфическую продукцию и различные услуги для каждого сегмента базы данных, что
повышает как долю на рынке, так и качество удовлетворения спроса потребителя и
его лояльность фирме.
По-прежнему важно привлечь клиентов, однако чрезвычайное значение для
коммерсантов во всем мире приобретает стратегия их сохранения с помощью
информации. Знание черт характеров клиентов, их вкусов и предпочтительных
покупок, отражение фактов в соответствующей маркетинговой базе данных и
разработка стратегии, нацеленной на конкретного клиента,- все это в совокупности
и представляет единственно верную политику развития сегодняшнего маркетинга.
Услуги, независимо от того, заключаются ли они в предложении
инвестировать ваши деньги, застраховать вашу жизнь, поменять масло в машине,
починить стиральную машину или охранять ваш бизнес, не могут быть упакованы и
выложены на прилавок. Они нуждаются в совершенно ином качестве маркетинга, чем
обычно применяемый производителями товаров. Обслуживание предполагает личный
контакт с клиентом, что, естественно, ведет к накоплению, хранению и анализу
информации о потребителе и потенциальном клиенте в базе данных.
Опытные и умные торговцы в наши дни прекрасно знают своего конечного
потребителя - его имя, адрес, номер телефона, семейный доход, стиль жизни, каким
фирмам он отдает предпочтение и как себя ведет, совершая покупки. Они не только
обслуживают своих клиентов в соответствии с их индивидуальными потребностями и
интересами, но и учатся тому, как добиться, чтобы эти клиенты приходили за
покупками снова и снова и чтобы отношения между продавцом и покупателем
становились более прочными и долговременными. Это и есть то новое, что
находится на стыке рекламы, маркетинга, информационных технологий и носит
название прямой маркетинг или директ маркетинг.
Многие из тенденций, которые здесь выделены -к заполнению каждой ниши на
рынке, к диалогу с потребителем, к построению взаимоотношений, к
заинтересованному партнеру,- уже не являются радикально новыми концепциями. Все
больше и больше они воспринимаются как рыночные императивы новой информационной
экономики.
|